В лечении опухолей, чаще всего, пациента пугает возможная операция. Он ищет и находит метод, который обещает разрушение опухоли и/или ее метастазов бесконтактным способом – это радиохирургия (radiosurgery). Задача данного материала - рассказать о том, в каких случаях радиохирургия (в современном ее понимании) покажет максимальную эффективность, сможет ли она полностью заменить хирургическое вмешательство. Также мы постараемся ответить на большинство вопросов, связанных с этим методом лечения опухолей: что из себя представляет, сколько стоит, где проводится в России, как записаться и др.
Практика показывает, что каждый из материалов о современных методах лечения рака, если он выходит спустя хотя бы пару лет после публикации предыдущей версии, должен быть дополнен информацией об успехах в применении данного метода и расширении списка видов рака, при которых этот метод лечения демонстрирует эффективность. Поэтому рассмотрим, что же представляет собой радиохирургия по состоянию на середину 2018 года.
Как радиохирургия лечит опухоли?
Вначале – немного теории. В основе радиохирургии (в названии метода “радио” означает не радиоволны, а “радиация”) лежит прицельное подведение высокой дозы ионизирующего излучения в границы опухоли.
Ключевое отличие от лучевой терапии - разовая доза радиации, доставляемая в организм. При радиохирургии она настолько высока, что вызывает гибель клеток за один сеанс (в ряде случаев может потребоваться несколько сеансов радиохирургии – фракций). Фактически, опухоль перестает существовать в организме (с биологической точки зрения) – после воздействия высокой дозы радиации она превращается в массив клеток, подлежащих “утилизации” естественными процессами в организме. Это дает право использовать слово “хирургия” в названии метода лечения.
Но облучается не весь организм. Важным преимуществом радиохирургии является принцип создания зоны высокой дозы облучения в сложной форме, повторяющей форму опухоли. Достигается это за счет сложения доз в точках пересечения отдельных пучков радиации, направляемых в тело человека по особой траектории. Современная радиохирургия, в отличие от поставленной задачи и типа оборудования, на котором выполняется лечение, может использовать несколько сотен различных тонких пучков излучения.
Наиболее наглядным визуальным примером того, как работает радиохирургия, является визуализация плана лечения на Кибер-ноже: зоны высокой дозы радиации (внутри оранжевого контура) сформированы из точек пересечения одиночных тонких пучков излучения (бирюзовые линии)
Каждый из тонких пучков радиации, проходящих через различные точки организма, подводит к здоровым тканям, лежащим на его траектории лишь небольшую долю от вызывающей гибель опухолевых клеток дозы радиации (так называемая “толерантная доза”). Рассчитывая и корректируя траекторию каждого из пучков на цифровом плане лечения, лучевой терапевт и медицинский физик “оберегают” от облучения критически важные органы и структуры организма, на которые воздействие радиации необходимо свести к нулевому значению. Это ствол головного мозга, хрусталик глаза, слюнные железы, сердечная мышца, мочевой пузырь и т.д.
Радиохирургия - это высокоточное воздействие на ткани опухоли дозой излучения, вызывающей гибель клеток. При этом окружающие ткани получают лишь часть радиации - высокая доза складывается в точках пересечения лучей.
Виды радиохирургии
По локализации опухолей, которые подвергаются облучению, радиохирургия разделяется на два основных типа:
- для лечения опухолей мозга (stereotactic radiosurgery, SRS)
- лечение опухолей, локализованных за пределами головного мозга (stereotactic body radiotherapy, SBRT)
Такая классификация не имеет важности для пациента, а лишь отражает хронологию развития технологий радиохирургии: первым устройством для радиохирургии, получившим широкое применение, стал Гамма-нож, использовавший принцип стереотаксиса (позиционирование по трехмерной системе координат, заданной жесткой рамой, прикрепляемой к черепу) для лечения опухолей головного мозга. Впоследствии, с появлением способов радиохирургии, при которых позиционирование выполняется без жесткой рамки (Кибер-нож, высокоточные линейные ускорители), стало возможно лечение опухолей в любой точке организма.
Более полезной для пациента будет информация о различиях между технологиями радиохирургии - она позволит понять, какое действие будет оказывать назначаемый врачом метод лечения на опухоль и на здоровые ткани.
Основные технологии радиохирургии, получившие распространение в мировой онкологии:
- Гамма-нож (Gamma Knife);
- Кибер-нож (CyberKnife);
- линейный ускоритель (TrueBeam STx, Novalis Tx и др.).
Радиохирургия на Гамма-ноже
Будучи первым аппаратом, доказавшим эффективность в широкой клинической практике, Гамма-нож и сегодня не утратил своей важности в лечении опухолей головы и шеи, ряда функциональных нарушений и сосудистых патологий. Стереотаксическая рама задает систему координат, относительно которой позиционируется положение опухоли и здоровых тканей, мощный компьютер рассчитывает прохождение каждого из 201 лучей таким образом, чтобы на пересечении лучей сформировать “изоцентр” - шарообразную зону высокой (радиохирургической) дозы ионизирующего излучения. Комбинируя изоцентры, врач создает зону сложной пространственной формы, отвечающую форме самой опухоли.
Радиохирургия на Гамма-ноже - безопасное и комфортное лечение опухолей головы и шеи
Гамма-нож использует энергию изотопов кобальта. Ввиду особенностей конструкции, Гамма-нож используется исключительно для разрушения опухолей головы и шеи.
Радиохирургия Кибер-нож
Кибер-нож (CyberKnife), в разработке которого принимал непосредственное участие Джон Адлер, ученик создателя Гамма-ножа Ларса Лекселла, решил задачу распространения возможностей радиохирургии и на локализованные вне пределов головы опухоли. Основные отличия Кибер-ножа от Гамма-ножа - использование энергии линейного ускорителя вместо изотопов кобальта, а также система трехмерного позиционирования, не имеющая привязки к стереотаксической рамке.
Кибер-нож, роботизированная радиохирургия - сложное технологическое решение задачи лечения опухолей любой локализации
Система координат Кибер-ножа рассчитывается либо от статичных анатомических элементов (чаще всего, это кости черепа), либо от рентгенконтрастной “метки”, крошечного золотого зерна, вживляемого в подвижную опухоль (обычно, проводится во время биопсии для уменьшения травматичности подготовительной части лечения) и не требующего извлечения. В отличие от неподвижного Гамма-ножа, Кибер-нож направляет каждый отдельный пучок ионизирующего излучения по произвольной траектории, что достигается подвижному модулю компактного линейного ускорителя, размещенного на роботизированном манипуляторе. Управляет оборудованием мощный вычислительный комплекс, который, используя данные системы слежения, позволяет компенсировать смещения пациента. Это упрощает фиксацию (анестезия, как и в случае с лечением Гамма-ножом, не требуется), а также позволяет проводить лечение подвижных органов (легкие, печень, простата).
Радиохирургия на линейном ускорителе
Развитие систем визуализации позволило соединить в конструкции современного линейного ускорителя модули отслеживания положения опухоли и высокоточной доставки ионизирующего излучения. Точность доставки и отслеживание положения опухоли в реальном времени позволяет подводить более высокие, радиохирургические дозы радиации точно в границы опухоли, используя традиционную конструкцию линейного ускорителя с поворотным гентри. Подобная модификация современного оборудования (Центр радиохирургии МИБС использует TrueBeam STx от Varian) позволяет провести радиохирургию гораздо более крупных опухолей (по сравнению с возможностями Кибер-ножа), независимо от их локализации.
TrueBeam STx – один из линейных ускорителей, на котором выполняется радиохирургия в МИБС
Основные “мишени”: что лечит радиохирургия?
Одинаково успешно радиохирургия применяется как для лечения первичных опухолей, так и для лечения их рецидивов и метастазирования. Учитывая неинвазивный характер процедуры, радиохирургия часто становится последним шансом для пациента, состояние организма которого не позволит провести очередное хирургическое вмешательство.
Гамма-нож, из-за особенностей конструкции, лечит опухоли головы и шеи, а также метастазы данной локализации. Кибер-нож успешно справляется с лечением небольших опухолей, в том числе подвижных, а также метастазов, независимо от их локализации. Линейный ускоритель в “радиохирургической” комплектации успешно применяется для лечения объемных опухолевых поражений, в том числе спинальных опухолей, затрагивающих несколько отделов позвоночника.
Особенно следует отметить возможности радиохирургии в лечении метастазов в головном мозге: хирургия из-за объемного поражения или тяжелого состояния пациента не показана, а химиопрепараты практически не проникают через защищающий мозг гематоэнцефалический барьер. Еще одно преимущество радиохирургии - возможность лечения радиорезистентных опухолей и метастазов (в том числе, почечно-клеточный рак и его метастазы, остеосаркомы и т.д.), при которых традиционная лучевая терапия малоэффективна.
В редких случаях олигометастатического поражения (ограниченное количество метастазов) применение методов радиохирургии может иметь более высокий эффект, чем введение препаратов химиотерапии, при более высоком уровне качества жизни - в первую очередь, за счет отсутствия присущих химиотерапевтическому лечению побочных эффектов.
Радиохирургия: важный элемент сочетанного лечения опухолей
Основной вопрос пациентов, обращающихся за лечением: “Может ли радиохирургия вылечить рак без химии и операции?”. Правильный ответ, чаще всего, “нет”. Несмотря на высокие темпы развития и технического совершенствования, радиохирургия остается важным компонентом комплексного подхода к лечению онкологического заболевания, его рецидивов и метастазов.
Наиболее оптимальный состав лечения, с точки зрения сочетания эффективности лечения, его доступности (финансовой и технологической), качества жизни пациента во время лечения и по его завершению, зависит от внушительного количества факторов.
Тип заболевания, тип опухоли, ее локализация, сопутствующие заболевания и общее состояние пациента, возраст, пол и даже наличие детей - все это и масса других факторов должны быть учтены для того, чтобы оказать качественную онкологическую помощь.
Поэтому в МИБС решения о тактике лечения, с первого дня обращения пациента, принимаются на междисциплинарном консилиуме, в состав которого включаются врачи различных специальностей, как собственные, так и привлеченные узкие специалисты. Стоимость лечения складывается из стоимости радиохирургии (прямо зависит от объема опухолевого поражения, сложности формы опухоли, выбранного метода радиохирургии) а также стоимости остальных составляющих, предусмотренных тактикой лечения.
Существенно упрощает процесс лечения в МИБС тот факт, что возможности наших врачей не ограничены выбором какого-либо одного метода радиохирургии - в МИБС работают и Кибер-нож, и Гамма-нож, и высокоточный линейный ускоритель.
При этом комплексное лечение, в которое входит радиохирургия, лекарственная терапия (не только химиотерапия, но и таргетное лечение, иммунотерапия) и оперативные вмешательства, может быть полностью проведено в рамках единого процесса внутри МИБС. При необходимости, на базе клиники МИБС в России может быть проведен только этап высокотехнологичной онкологической помощи - радиохирургия, а остальное лечение - по месту жительства пациента (по согласованию с лечащим врачом). Такой подход повышает доступность современной онкологической помощи гражданам из различных регионов России, и расширяет географию деятельности МИБС за счет иностранных пациентов, которых привлекает максимальная эффективность лечения, обеспеченность нашего центра современными технологиями лечения рака и умеренная стоимость лечения.
Радиохирургия: ограничения
Это более правильное определение, чем “противопоказания”. Прямых противопоказаний для радиохирургии, ввиду неинвазивности процедуры, нет. Наибольшее ограничение в радиохирургии связано с лечением опухолей головного мозга - при наличии значительных отеков, либо при значительном объеме опухоли, распад которой может привести к отеку, проведение радиохирургического вмешательства следует отложить.
Наиболее частым ограничением для начала лечения на Гамма-ноже и др. является целесообразность проведения лечения. В одном случае разрушение крупного метастаза на 4-й стадии рака может иметь паллиативный эффект и повысить качество жизни, в другом случае лечение рака легкого, при локализации опухоли незначительного размера в удобном для хирургического доступа месте, с точки зрения финансов более целесообразно. Каждый случай требует индивидуального рассмотрения.
Если Вам или Вашим близким показано лечение рака - обратитесь в Центр радиохирургии МИБС чтобы получить предварительное заключение о возможности лечения в конкретном случае.
Не давайте болезни новых шансов - оформите обращение прямо сейчас!
Иванов Павел Игоревич
Заведующий отделением нейрорадиологии.
Нейрохирург высшей категории, кандидат медицинских наук.
Действительный член Всемирного Общества пользователей Гамма-Ножа (LGKS).
Действительный член Европейского Общества функциональной и стереотаксической нейрохирургии (ESSFN).
Действительный член Образовательного комитета Международного Общества Стереотаксической Радиохирургии (ISRS) .
Доцент кафедры нейрохирургии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова.