Безоперационное лечение внутриглазных опухолей является важной частью клинической практики Онкологической клиники МИБС. Да, опухоли глаза, значительная доля которых приходиться на увеальную меланому, - немногочисленны. Но современные методы лечения позволяют, при своевременном обращении, сохранить не только глазное яблоко, но и остроту зрения. Поэтому вопрос информирования о возможностях органосохраняющего лечения - важен для общества. Подробнее - в материале МИБС…
Когда речь идет о лечении внутриглазных опухолей, целесообразно рассматривать его на примере увеальной меланомы, как наиболее часто диагностируемой первичной опухоли органов зрения.
Что такое увеальная меланома?
Увеальная меланома - злокачественное новообразование из клеток меланоцитов, растущее внутри глазного яблока, в одном из его слоев. Женщины более подвержены этому заболеванию, наиболее часто диагноз устанавливается у пациентов старше 50 лет.
От локализации опухоли в глазном яблоке зависит ее название:
- меланома хориоидеи (меланома сосудистой оболочки глаза) - наиболее распространенная внутриглазная опухоль взрослых; составляет до 85% увеальных меланом;
- меланома цилиарного тела - опухоль, расположившаяся в тканях “соединительного звена” между радужкой и сосудистой оболочкой, диагностируется в 10% всех случаев увеальных меланом;
- меланома радужной оболочки - наиболее редкая меланома радужки составляет около 5% всех увеальных меланом.
В связи с тем, что подавляющее большинство увеальных меланом приходится на меланому хориоидеи, целесообразно считать тождественными эти два понятия для упрощения понимания подходов к диагностике и лечению. Также справедливо рассматривать указанные подходы и для лечения других внутриглазных опухолей.
Увеальная меланома: лечение
Вся тяжесть выявления увеальной меланомы ложится на плечи офтальмолога, который по ряду симптомов может не только заподозрить наличие опухоли, но и указать на ее тип, проведя комплексную диагностику. Ключевое значение имеет опыт врачей, выполняющих визуальную (офтальмолог) и инструментальную (радиолог) диагностику, в первую очередь, МРТ - в России регистрируется всего около 1000 случаев опухолей глаза в год и возможность получить консультацию коллег, встречавшихся в своей практике с данным заболеванием, гарантирует более высокое качество медицинской помощи. Для того, чтобы повысить точность диагностики в любом регионе России, МИБС предлагает услугу “второе мнение”, заключающееся в дистанционном направлении имеющихся снимков МРТ, КТ, ПЭТ-КТ на рассмотрение специалистам МИБС с получением письменного заключения.
После того, как диагноз “увеальная меланома” будет подтвержден, пациенту совместно с врачом-офтальмологом предстоит ответить на крайне важный вопрос - какой метод лечения выбрать?
Энуклеация (полное удаление) глазного яблока до конца 70-х годов прошлого века являлась единственным действенным способом, которым проводили лечение меланомы хориоидеи. К сожалению, несмотря на развитие альтернативных методов, и сегодня лечение “меланомы глаза” в пределах офтальмологической клиники, в которую обратится пациент за установлением диагноза, во многих случаях будет означать удаление глазного яблока и сопутствующие ему физическую инвалидность и психологическую травму, значительно снижающие качество жизни. К тому же стоимость пластической реконструкции и индивидуального глазного протезирования после энуклеации, зачастую, превышает стоимость высокотехнологичного лечения, демонстрирующего сравнимую эффективность.
Современная офтальмология использует ряд методов, позволяющих избежать удаления глазного яблока: частичная резекция пораженных тканей органа (например, хирургическое лечение меланомы радужной оболочки глаза является наиболее оптимальным ввиду удобного доступа и возможности ранней визуальной диагностики), разрушение опухоли лазером (лазерная фотокоагуляция), термотерапия, криотерапия и лучевое лечение.
Наиболее сложным, с точки зрения принятия оптимального решения, является выбор в пользу лучевого лечения увеальной меланомы, которое при условии соблюдения современных протоколов, показывает эффективность на уровне хирургии. Если применение брахитерапии (контактного подведения радиоактивных элементов к опухоли) может быть предметом дискуссии об эффективности такого лечения, в особенности, при достижении опухолью значительного размера, то более современная радиохирургия на Гамма-ноже, а тем более, лечение увеальной меланомы протонами, демонстрируют показатели эффективности и безопасности, не уступающие даже хирургическому лечению.
Но, по объективным причинам - необходимо дорогостоящее оборудование, а также точное соблюдение протоколов радиохирургии и протонной терапии, - современное лучевое лечение увеальной меланомы не может быть выполнено в офтальмологической клинике. И выбор в пользу “лучей” будет означать не только передачу пациента в профильную клинику, но и оплату пациентом услуг в другом лечебном учреждении. К сожалению, очень часто финансовый интерес офтальмолога становится причиной неполного информирования о возможностях высокотехнологичного лечения внутриглазных опухолей в России.
Радиохирургия сохраняет не только глазное яблоко, но и зрение
Современные методы лучевого лечения опухолей (в т.ч. опухолей глаза) реализуются на сложном оборудовании в специализированных центрах, примерами которых является Онкологическая клиника МИБС и Центр протонной терапии МИБС. Многочисленные исследования подтвердили эффективность высокоточного облучения высокими дозами радиации в лечении меланомы хориоидеи, а опыт и технологии, находящиеся на вооружении специалистов МИБС, позволяют пациенту, независимо от типа и стадии опухоли, получить помощь согласно лучшим международным протоколам.
Чаще всего при увеальной меланоме проводится радиохирургия - управляемая подача тонких пучков элементарных частиц фотонов, из множества пересечений которых формируется зона однородно высокой, смертельной для злокачественных клеток, дозы, соответствующая форме опухоли. В таком случае остальные структуры глаза и находящиеся на пути каждого отдельного пучка излучения здоровые ткани (в т.ч. головного мозга) получают значительно меньшие дозы, размер которых задается исходя из подтвержденных значений толерантных доз (не вызывающих необратимых биологически нарушений).
В зависимости от расположения, формы и размера новообразования, радиохирургия увеальной меланомы может быть выполнена Гамма-ножом или Кибер-ножом. МИБС имеет в своем распоряжении обе этих системы, и выбор наиболее оптимальной технологии производится лечащим врачом после предварительной оценки клинического случая.
Протонная терапия в лечении увеальной меланомы не демонстрирует такого выдающегося преимущества, как при лечении других опухолей – особенность расположения глазного яблока позволяет безопасно подвести высокие дозы радиации и с помощью радиохирургии на Гамма-ноже. При этом стоимость лечения Гамма-ножом несравнимо ниже при одинаковом уровне достигаемой эффективности.
Реальный клинический случай – лечение меланомы хориоидеи Гамма-ножом Gamma-Knife Perfexion в Онкологической клинике МИБС. Снимки МРТ с контрастом (слева – до, справа – после лечения). Меланома хориоидеи на правом снимке, сделанном во время контрольного обследования всего через один месяц (!), не визуализируется – желтые контуры изначального расположения опухоли нанесены для сравнения. Опухоль исчезла. Без операции, с сохранением глазного яблока.
Благодаря органосохранности, оптимальной стоимости и высокой эффективности, количество пациентов МИБС, получивших современное безоперационное лечение увеальной меланомы на Гамма-ноже, составляет уже более трех десятков. Учитывая общую статистику заболеваемости, можно утверждать, что наши врачи и медицинские физики имеют одну из самых высоких компетенций по лечению увеальных меланом не только в России, но и в мире.
Безоперационное вторичных внутриглазных опухолей
Еще одной статистически значимой группой опухолей органов зрения являются метастазы первичных опухолей, расположенных в других частях тела. Метастазы в глазное яблоко чаще всего вовлекают хориоидею, и чаще всего это – метастазы рака легкого. В таком случае радиохирургия также может применяться для разрушения вторичных раков. Но такое решение должно учитывать возможность лечения первичной опухоли и комплексной терапии всех метастазов.
Имеет ли смысл протонная терапия в лечении увеальной меланомы и других внутриглазных опухолей?
В случае с лечением внутриглазных опухолей основное преимущество протонов – минимальное облучение здоровых тканей, – нивелируется тем, что аналогичного уровня безопасности можно достичь и при радиохирургии. И более высокая стоимость лечения протонами делает ее применение при увеальной меланоме нецелесообразным.
Эффективное лечение первичного очага, как профилактика метастазов меланомы хориоидеи
Независимо от того, какой метод был выбран, откладывать лечение увеальной меланомы не стоит - примерно половина пациентов с этим диагнозом погибают от метастазов. Это связано как с активным метастазированием через кровеносные сосуды, так и с низким вниманием к возможным органам-мишеням. Увеальная меланома чаще всего метастазирует в печень (более, чем в 90% случаев метастатического поражения) и легкие (24%). Реже поражаются головной мозг, кожа, кости, лимфоузлы, второй глаз и его орбита.
При своевременном выявлении крупных одиночных метастазов меланомы хориоидеи их лечение также может быть проведено методами радиохирургии и протонной терапии в стенах МИБС.
Если у Вас есть подтвержденный диагноз “увеальная меланома”, или имеются подозрения и Вы уже прошли первичную инструментальную диагностику по месту жительства, обратитесь в любой из Диагностических центров МИБС за “вторым мнением”. Если диагноз подтвердится, наши специалисты смогут дать заключение о возможности и целесообразности применения радиохирургии или протонной терапии, которые доступны пациентам в Онкологической Клинике МИБС и Центре протонной терапии МИБС.
Не дайте болезни шансов - обратитесь сейчас!
Иванов Павел Игоревич
Заведующий отделением нейрорадиологии.
Нейрохирург высшей категории, кандидат медицинских наук.
Действительный член Всемирного Общества пользователей Гамма-Ножа (LGKS).
Действительный член Европейского Общества функциональной и стереотаксической нейрохирургии (ESSFN).
Действительный член Образовательного комитета Международного Общества Стереотаксической Радиохирургии (ISRS) .
Доцент кафедры нейрохирургии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова.