Воздействие ионизирующего облучения на опухоли с целью их разрушения применяется в медицине давно. Но широкое проникновение новых технологий в клиническую практику, активизировавшееся в последние 10-15 лет, требует обновить сложившийся в обществе “портрет” возможностей современной лучевой терапии. Поэтому сегодня рассказываем о наиболее эффективной технологии лучевого лечения рака, доступной, в том числе, и в России, - в Центре протонной терапии МИБС. Итак, протонная терапия.
Так выглядит одна из двух лечебных комнат Центра протонной терапии МИБС в Санкт-Петербурге
Несмотря на развитие других высокоточных методов лучевого лечения, в первую очередь, радиохирургии на Гамма-ноже, Кибер-ноже и современных линейных ускорителях (TrueBeam STx), с помощью которых специалисты Онкологической клиники МИБС вывели показатели эффективности лечения рака на мировой уровень, протонная терапия открывает еще больше возможностей.
Основное преимущество протонной терапии состоит в особых физических свойствах элементарных частиц протонов, которыми облучается опухоль. Остальные методы лучевого лечения используют фотоны и носят обобщенное название “фотонная лучевая терапия” (реже, когда требуется лечение поверхностных опухолей, могут применяться электроны).
Протоны и фотоны: в чем отличие?
Фотоны, излучаемые линейным ускорителем или радиоактивными изотопами (например, кобальт-60, используемый в Гамма-ноже), “пронизывают” организм насквозь, передавая тканям человеческого тела, расположенным на своем пути, часть своей высокой энергии. В местах пересечений пучков или полей фотонного излучения происходит повышение (сложение) доз. Управляя траекторией подачи пучков (полей), врачи формируют зоны высокой дозы, губительные для опухолей, совпадающие по форме с новообразованием. Здоровые ткани на участках своей траектории (от входа в тело до опухоли, и от опухоли до выхода из тела) получают от каждого отдельного пучка практически ту же дозу радиации, что и новообразование. Поэтому важно иметь возможность подавать порции излучения с различных положений, чтобы распределять лучевую нагрузку между большим количеством здоровых тканей, не допуская пересечения лучей вне объема опухоли.
Но как быть, если за опухолью расположены критические органы или другие здоровые ткани, облучение которых недопустимо? Например, стенка мочевого пузыря, сердечная мышца, ствол головного мозга или мышцы, окружающие простату и обеспечивающие контроль за мочеиспусканием и половой функцией?
Современные методы фотонной терапии дают частичный ответ на этот вопрос, составляя сложнейшие алгоритмы расчета траекторий и дробления количества полей/пучков для защиты здоровых тканей и критических структур. Но только облучение протонами выводит проблему защищенности от облучения тканей, находящихся за опухолью, на качественно более высокий уровень.
Феномен, отличающий протоны от других элементарных частиц, - передача максимальной энергии на коротком участке своего пробега (так называемый “пик Брэгга”). До момента пика Брэгга, на участке от входа в тело до опухоли, протон передает небольшую энергию, а на участке после пика энергия падает до нуля. Такое распределение доз дает возможность лечить даже опухоли, расположенные на поверхности органов, полностью защищая их от облучения. Точный расчет позволяет определить крайнюю точку, после которой энергия пучка протонов будет иметь околонулевое значение и подать радиацию до глубины заднего края опухоли. Здоровым тканям в таком случае “достается” небольшая доза облучения (от точки входа до начала пика Брэгга).
Протонная терапия в современном понимании
Но и в самих технологиях протонной терапии уже имеются лидеры. В отличии от научно-исследовательских установок начальной конструкции с фиксированным пучком протонов, экспериментально лечивших небольшие опухоли, или их чуть более поздних модификаций, в которых пациент буквально “нанизывался” на постоянный пучок протонов, будучи расположенным на подвижном “столе”, современные центры протонной терапии оснащены установками позволяющими модулировать энергию пучков протонов, регулируя глубину подведения максимальной дозы и управлять их траекторией с помощью поворотного гентри. Неподвижность пациента резко повышает точность подведения облучения.
Именно таким оборудованием оснащен Центр протонной терапии МИБС в Санкт-Петербурге, являющийся не исследовательским центром, а первым в России полноценным клиническим учреждением, реализующим современные международные протоколы лечения протонами на оборудовании признанного в мире производителя, Varian ProBeam.
Управляя энергией протонов врач задает глубину, на которой будет располагаться пик Брэгга каждого из пучков. Поэтому современные установки протонной терапии позволяют реализовать методику “сканирования карандашным пучком”, когда опухоль буквально заштриховывается послойно высокой дозой ионизирующего излучения. При этом сохраняется высочайшая точность подведения - пациент неподвижно лежит на специальной кушетке, а гентри вращается вокруг него, направляя излучение по практически любой траектории. Именно так выглядит лечение в Центре протонной терапии МИБС.
Облучение протонами - рекомендовано в 100% случаев опухолей у детей
Точность современной протонной терапии позволила преодолеть еще одну важную проблему лучевого лечения - риск вторичных опухолей, развивающихся у пациентов через 15-20 лет после лечения в получивших облучение малыми дозами здоровых тканях вокруг опухоли. Это особенно актуально в педиатрической онкологии. Кроме того, воздействие на здоровые ткани детского организма даже небольшими дозами радиации часто приводит к нарушению роста костной и мышечной ткани, к снижению интеллекта и когнитивных способностей при облучении головного мозга и т.д. Поэтому протонная терапия является предпочтительной в 100% случаев опухолей у детей.
Протонная терапия - не панацея, а важная часть сочетанного лечения
Сама протонная терапия - высокоточный инструмент лучевой терапии, эффективно и безопасно решающий поставленные задачи. Но современная клиническая практика доказала, что залогом эффективности лечения опухолей является комплексный подход, включающий использование различных методов. Сочетание экспертной диагностики, малоинвазивной хирургии, лучевого лечения (частным случаем которого и является протонно-лучевая терапия), лекарственного лечения (химиотерапия, таргетное лечение, иммунотерапия) - все эти возможности, доступные пациентам Центра протонной терапии МИБС, позволяют эффективно противостоять опухолям любой локализации и стадии.
Мировые стандарты по “российской” цене
Единственным фактором, ограничивающим широкое применение протонной терапии в клинической практике России, является высокая стоимость лечения, обусловленная сложностью оборудования, его высокой стоимостью и операционными затратами на получение пучков протонов в огромном ускорителе элементарных частиц. Тем не менее, в сравнении с лечением на аналогичных установках в иностранных клиниках, протонная терапия в МИБС имеет наименьшую в мире стоимость при жестком соблюдении самых строгих протоколов лечения.
Остались вопросы? Звоните в Центр протонной терапии МИБС или оставьте заявку на обратный звонок прямо на этой странице!