Одним из основных типов первичного рака, за лечением которого пациентки обращаются в Клинику МИБС, является рак груди (рак молочной железы). Учитывая важность проблемы для общества, мы подготовили материал о типичных ошибках в диагностике и лечении рака молочной железы (РМЖ), которые резко снижают ожидаемый эффект и ухудшают прогноз даже при условии последующего высокотехнологичного лечения.

Фактор стадии опухоли имеет наибольший вес в эффективности лечении любого онкологического заболевания. Рак молочной железы - не исключение. Но его отличает относительная доступность выявления на начальной стадии.

Вопреки бытующему мнению, ранняя диагностика рака груди в России может быть эффективной. Но чтобы выявить заболевание на ранних стадиях, необходимо ответственное отношение пациентки к своему здоровью, ее готовность к регулярной профилактической диагностике, незамедлительное обращение к врачу при появлении подозрительных симптомов. При соблюдении этого простого алгоритма опыт врачей ведущих клиник России и имеющиеся в их распоряжении диагностические возможности позволяют распознать рак груди на ранних стадиях.

К сожалению, далеко не все пациентки пользуются этими возможностями, упуская драгоценное время на заблуждения “это не рак” или “само пройдет”, а после того, как диагноз уже установлен, - на преодоление страха перед лечением, или на “лечение” рака груди методами “народной медицины”.

Раннее обращение за профессиональной помощью - самый главный ресурс в лечении рака молочной железы

Из-за вышеназванных действий (или бездействия) новообразование в груди развивается до значительных размеров, не только активно прорастая в пределах железы, но и распространяясь через сосуды лимфатической и кровеносной систем (среди последних наиболее часто регистрируются метастазы рака груди в головной мозг и метастазы в легкие).

Как повысить вероятность метастазирования и рецидивов рака груди?

Заказать звонок

Вторая важная группа ошибок, приводящих к снижению эффективности лечения рака молочной железы связана с неточностью в постановке и подтверждении диагноза.

Типичные ошибки на различных этапах диагностики:

  • Недостаточная первичная диагностика РМЖ

    К сожалению, далеко не все онкоцентры России используют возможности диагностической визуализации для быстрой и точной постановки диагноза в том объеме, в котором они доступны врачам Онкологической клиники МИБС. Предупредить этот вид ошибки пациентка может только владея полной информацией об актуальных стандартах диагностики, принятых в мире.

    Не следует полагаться на ограниченные технические возможности: если один метод диагностики не дает точного ответа о наличии и клеточном составе новообразования, необходимо использовать дополнительные методы диагностической визуализации: цифровая маммография, УЗИ, МРТ молочных желез, провести высокоточную биопсию и выполнить экспертную морфологическую диагностику полученного образца опухоли. И если лечебное учреждение не может предложить достаточный объем услуг - незамедлительно менять клинику на более современную, выбирая обследование в специализированных диагностических центрах.

  • Ошибки в дифференциальной диагностике рака груди

    Недостаточный уровень онконастороженности врача первичного звена (или халатное нежелание передать пациентку с опухолью молочной железы для дообследования и лечения в профильное учреждение) приводит к долгому и безуспешному лечению от одной из доброкачественных опухолей (фиброаденома, липома, внутрипротоковая папиллома), дисгормональных заболеваний (мастодиния, мастопатия, гинекомастия) и др., позволяя раку груди развиваться и метастазировать. Не менее опасны и противоположные ошибки, приводящие к назначению травмирующего лечения (в том числе хирургии и химиотерапии) при доброкачественной опухоли или других заболеваниях.

  • Отсутствие или низкая точность морфологического исследования клеток новообразования

    Проведенная в МИБС по современным стандартам морфологическая диагностика образца опухоли точно определит тип опухолевых клеток и их агрессивность. Это сводит к минимуму вероятность рецидивов и метастазирования, так как лечение рака груди начинается без промедления, а его план учитывает все специфические особенности конкретной опухоли. Кроме того, иммуногистохимическое исследование полученных при биопсии образцов опухоли (называемое среди пациентов “иммуногистохимия”) выявит уязвимости конкретного типа рака перед высокотехнологичным лекарственным лечением (таргетными препаратами и иммунотерапией), что в ряде случаев может стать альтернативой токсичной химиотерапии и травмирующей хирургической операции.

  •  

К сожалению, далеко не все онкологические клиники России могут похвастаться наличием службы морфологической диагностики такого уровня, каким обладает собственная Морфологическая лаборатория МИБС. Та информационная кампания по информированию региональных врачей о важности морфологической диагностики, которую ведет МИБС, дает свои результаты: обращения к нам после удаления в другой клинике небольшой опухоли молочной железы, предварительно отнесенной к доброкачественным без морфологического подтверждения, встречаются все реже. Но обращения пациенток с рецидивами рака груди после ошибочно определенной в стенах другого учреждения “доброкачественности” удаленной опухоли - все еще обычная практика.

Необходимо проверить точность морфологической диагностики опухоли молочной железы? Звоните сейчас, чтобы узнать больше об услуге “второе мнение” морфологической лаборатории МИБС!

Нарушение международных протоколов лечения РМЖ

Но наибольшее количество непоправимых ошибок, не только ведущих к повышению вероятности метастазирования и рецидивов опухолей молочной железы, но и затрудняющее последующую терапию, снижая ее эффективность, происходит на этапе непосредственно лечения первичной опухоли.

На первый взгляд, лечение рака груди в России не должно уступать в эффективности медицине других стран: одинаковы методики, оборудование, препараты. Тем не менее, значительное число обращений в Клинику МИБС связано с метастазами рака молочной железы у пациенток, ранее получивших лечение первичного рака груди в других лечебных учреждениях, которое оказалось безуспешным.

Объясняется это просто: соблюдение современных протоколов онкологической помощи при раке груди требует компетенции в комплексной онкологической помощи, современные стандарты которой требуют сочетания различных методов: хирургического вмешательства, лучевого лечения, таргетной и иммунотерапии, химиотерапии. А их включение в программу терапии и порядок применения определяется особенностями конкретного случая.

Поэтому недостаточная компетенция выбранного онкологического центра в комплексном персонифицированном подходе может быть причиной, по которой лечение рака груди не будет максимально эффективным. Например, применяются не все необходимые методы, а лишь доступные в конкретном лечебном учреждении технологии (напр., хирургическая клиника может не иметь отделения лучевой терапии) и оборудование (напр., устаревшие аппараты для дистанционной лучевой терапии, не позволяющие безопасно облучить весь требуемый объем).

И, как показывает практика обращения пациенток в МИБС, такая проблема актуальна не только в России, но и в других странах: как соседних (Латвия, Литва, Белоруссия, Украина), так и более отдаленных (Великобритания, Испания, Израиль).

Сомневаетесь, что назначенное или проведенное в другой клинике лечение рака груди учитывает все возможности современной онкологии? Звоните сейчас, чтобы узнать больше об услуге “второе мнение онколога” Онкологической клиники МИБС!

Наиболее часто нарушения протоколов, приводящие к снижению эффективности лечения рака груди в целом, выглядят так:

  • недостаточный объем резекции опухоли

    Уменьшение объема удаляемых хирургическим путем тканей для минимизации косметических дефектов и облегчения реконструкции внешнего вида молочной железы у пациенток с раком груди - важное направление современной маммологии. И во многих случаях профессионально выполненная лампэктомия или секторальная резекция (частичное удаление сегмента пораженной железы) может быть не менее эффективно, чем тотальная мастэктомия (полное удаление грудной железы и окружающих ее структур). Но хирург обязан учесть все факторы риска и индивидуальные особенности случая, что возможно только при точном определении границ распространения опухоли.

    На этом этапе возможен и обратный вариант: при отсутствии надлежащих возможностей диагностики у врачей конкретного лечебного учреждения пациентка рискует получить удаление большего, чем требует клинический случай, объема тканей.

    Вторым важным источником вероятных рисков является удаление недостаточного объема пораженных лимфатических узлов в которые может распространиться опухоль. Тут также решающее значение имеет квалификация хирурга и возможности предварительной диагностики, позволяющей точно установить границы и стадию новообразования.

  • нарушение стандартов назначения лучевого лечения

    Это касается как предварительного воздействия ионизирующего излучения с целью уменьшения опухоли и снижения активности ее клеток перед хирургическим вмешательством (неоадъювантная лучевая терапия) так и облучения ложа удаленной опухоли и возможных путей ее регионарного метастазирования (адъювантная лучевая терапия). При лечении рака груди не в специализированных онкологических учреждениях, а в клиниках общего профиля, в которых нет линейных ускорителей, пациентки часто не получают лучевую терапию - вместо нее назначается химиотерапевтическое лечение, что, как правило, является грубым нарушением протоколов.

  • недостаточное качество лучевой терапии

    Современное лучевое лечение опухолей любой локализации требует не только оснащенности высокотехнологичным оборудованием, работающим под управлением высококлассных специалистов, но и неукоснительного соблюдения сроков начала и расписания лучевой терапии, а также равномерного покрытия дозой, необходимой для уничтожения опухолевых клеток конкретного типа.

Несвоевременное начало лучевого лечения, как и значительные перерывы между отдельными фракциями лечения и их курсами, приводит к развитию устойчивости опухолевых клеток к ионизирующему излучению (радиорезистентности опухоли), что ухудшает прогноз и сужает спектр возможностей для дальнейшего лечения.

Наиболее распространены следующие причины, влияющие на возможность, график и сроки проведения лучевого лечения рака груди:

  • отсутствие линейных ускорителей в лечебном учреждении, в котором проводилось хирургическое вмешательство;
  • ожидание окончания срока ремонта/профилактики имеющегося оборудования;
  • очереди или отсутствие квот.

Менее явным для пациента, но не менее значимым для снижения эффективности комплексной терапии при рак молочной железы является недостаточная доза радиации, подводимая к опухоли или к тканям прилегающим к удаленной опухоли, в которой могут оставаться единичные опухолевые клетки.

Основная причина этому - неравномерность покрытия заданного объема требуемой дозой облучения, вызванная как техническими ограничениями устаревших аппаратов для дистанционной лучевой терапии, все еще работающих во многих онкологических центрах России, так недостаточной квалификацией врачей, работающих на современном оборудовании, но не полностью реализующих его потенциал. Неравномерность проявляется или подведении избыточной дозы в некоторые части опухоли и окружающих тканей (вызывает лучевые реакции из-за повреждения здоровых тканей), или в намного более опасном недооблучении некоторых участков опухоли, в котором опухолевый процесс может продолжиться (рецидив рака молочной железы).

Устаревшие аппараты для лучевой терапии не дают возможности разделить требуемую дозу на значительное количество полей облучения различных форм, подаваемых с разных положений (это обеспечивается современными линейными ускорителями). Поэтому чаще всего проводится лечение двумя-четырьмя квадратными полями, из которых формируется зона высокой дозы радиации, имеющая пространственную форму, близкую к кубу. На этом этапе и возникает опасность: при лечении крупными полями приходится либо облучать значительный объем здоровых тканей, либо снижать дозу, учитывая расположение вблизи молочных желез различных критических структур организма, облучение которых чревато серьезными повреждениями (например, сердце, особенно при лечении рака левой груди).

К сожалению, и на современном оборудовании, при недостаточной квалификации специалистов или чрезмерной загрузке на фоне недостатка персонала в некоторых онкоцентрах встречается упрощение планов лучевого лечения до нескольких крупных полей. Результатом становятся рецидивы рака груди, лечение которых осложняется устойчивостью патологических клеток к ионизирующему излучению.

Звоните сейчас, чтобы узнать об отличиях высокоточной лучевой терапии, доступной пациентам Онкологической клиники МИБС!

Немотивированый отказ от проведения лекарственного лечения

В зависимости от особенностей клинического случая, международные протоколы лечения рака груди предусматривают различные виды лекарственного лечения. Наиболее часто применяется адъювантная химиотерапия после удаления первичной опухоли, неоадъювантная химиотерапия (предшествует хирургическому вмешательству), все более широкое распространение получает гормонотерапия, таргетное лечение и иммунотерапия.

При анализе историй лечения, после которого пациентки приходят в Онкологическую клинику МИБС за лечением рецидивов или метастазов рака груди, встречаются различные варианты неполного использования всего потенциала современных лекарственных средств. Например:

  • не проведена неоадъювантная химиотерапия, поэтому объем хирургического вмешательства был настолько велик, что пришлось ограничивать количество удаляемых тканей; это помешало полному удалению опухоли и привело к редициву;
  • таргетное лечение не было назначено, так как клиника, в которой проводилось лечение, не имела возможностей для морфологической диагностики на должном уровне (не проведена иммуногистохимия), пациентка получила лечение, но опухолевый процесс не удалось остановить и она обратилась в Онкологическую клинику МИБС с метастатическим раком;
  • курс химиотерапии был прерван ввиду тяжелых побочных эффектов от введения химиопрепаратов; при этом в клинике МИБС удалось провести курс химиотерапии в полном объеме, проведя мероприятия по контролю побочных эффектов и реакций организма (контроль за тошнотой, имплантация венозных портов для сохранения сосудов при длительных курсах химиотерапии и др.).

Ненадлежащее качество лекарственного лечения

Лечение рака груди, в зависимости от особенностей конкретного случая, может потребовать конкретного препарата, обладающего максимально подходящими свойствами. В структуре комплексных онкологических центров, примером которого является МИБС, работают специальные подразделения, планирующие и осуществляющие регулярные закупки наиболее востребованных препаратов, а также срочные поставки редких препаратов от любого производителя. К сожалению, более громоздкая модель государственной страховой медицины не всегда может учесть уникальные потребности пациенток со специфическими особенностями клинического случая: нужного препарата просто может не оказаться на складе аптеки в государственном учреждении, а имеющиеся в наличии будут дженериками (копиями препаратов от сторонних производителей, в том числе из Индии и Китая), которые далеко не всегда обладают всеми свойствами оригинального препарата. Для того, чтобы получить максимально эффективное лечение, задайте своему лечащему врачу вопрос об имеющихся у Вас вариантах выбора лекарственных препаратов.

Метастазы рака груди: типичные ошибки диагностики и лечения

Первичная опухоль по всем данным побеждена. Но радость победы через некоторое время могут омрачить новые симптомы, которые снова приводят пациентку к врачу. Как показывает анализ историй пациенток клиники МИБС, обратившихся с метастатическим раком молочной железы после полученного ранее лечения в стенах других центров, можно выделить основные ошибки, приводящие к метастазированию, усложняющему задачу последующего лечения и ухудшающему прогноз:

  • неверное стадирование

    Сюда следует отнести не выявленные перед началом лечения первичной опухоли метастазы, находящиеся в организме. Причин может быть масса. Это невнимание к наиболее вероятным органам-мишеням и путям регионарного метастазирования, невозможность проведения качественного выявления возможных метастазов и отказ от имеющихся в других клиниках возможностей (например, ПЭТ-КТ).

  • нарушение методики контроля качества лечения

    Обязательной составляющей современных протоколов лечения рака груди является регулярная контрольная диагностика, которую пациентка обязана проходить с заданной периодичностью на протяжении длительного срока после того, как лечение первичного рака завершено. В отличие от других онкологических заболеваний, метастазы рака молочной железы могут появляться через значительное время после лечения первичной опухоли. Игнорирование рекомендаций врача, нарушение графика обследований, отказ от регулярного прохождения контрольной диагностики ранее указанного срока и даже простая экономия (например, контрольное МРТ головного мозга проводится без контрастирования, или на низкопольном томографе, не обеспечивающем достаточную разрешающую способность снимков) могут привести к обнаружению метастазов на тех этапах, когда лечение не будет эффективным.

Комплексное лечение рака молочной железы в Онкологической клинике МИБС

Современное лечение рака груди и его метастазов требует сложной комбинации методов и тщательного соблюдения качества на каждом из этапов оказания помощи. Поэтому достигнуть высокой эффективности лечения в МИБС помогает не только оснащенность современным оборудованием и препаратами, но и экспертность специалистов конкретного лечебного учреждения в диагностике, разработке и тщательной реализации процесса лечения.

Именно комплексный подход является предметом гордости руководства Онкологической клиники МИБС и залогом высокой эффективности предоставляемого лечения. Наши врачи имеют все необходимое оснащение для реализации самых прогрессивных международных протоколов, используя все существующие в мире возможности для победы над болезнью. В стенах Клиники пациентка может получить квалифицированное лечение на любом этапе - от диагностики первичной опухоли до лечения ее метастазов.

Остались вопросы? Звоните сейчас, не дайте заболеванию ни одного лишнего дня!

Панов Николай Сергеевич

Заказать звонок